Благородная игра го

В древности игра го (кит. Вэйци), входила в канон четырех благородных искусств. И был продолжительный период, когда экзамен чиновника состоял из четырех (иногда и более) основных дисциплин, которые и составили упомянутый канон.

Претендент должен был показать свое владение словом, через знание поэзии и классических литературных произведений, изобилующих сложившимися поэтическими и иносказательными формами. Затем, умение чувствовать и создавать настроение (что особо важно в управлении людьми) он демонстрировал через владение музыкальными инструментами и звуковыми формами.

Живопись и каллиграфия — умение выражать мысль и настроение с помощью понятных глазу форм. Наконец, в ходе игры Го, он должен был продемонстрировать то, как владеет стратагемами, — основными стратегическими приемами, позволявшими понимать суть хозяйственных, управленческих и военных задач, а затем успешно справляться с ними. Также Го считалось «математической» дисциплиной, поэтому, искусство счета также могло быть проверено за гобаном (доской для го).

Провалив экзамен хотя бы по одной дисциплине — чиновник не получал должность или продвижение.

Может возникнуть закономерный вопрос, — что общего между поэзией, музыкой, живописью и игрой го? Оказывается, очень многое. Например, музыка — рождает настроение. Музыкант, ударяя по струнам, извлекает звук, рождающий самые разные настроения. Также камень Го, выставленный на пересечение линий, — как бы приводит в движение струны, которые создают аккорд в союзе с уже выставленными камнями. Этот аккорд порождает в душе игрока бесконечное сочетание чувств и настроений: надежду или отчаяние, радость или печаль, покой или агонию.

Камни располагаются на поле не только с расчетом, но и в согласии с эстетическим чувством, которое направляет хорошего игрока в течении всей игры. Рисунки, создаваемые камнями — подобны живописи. Группы камней образуют разнообразный набор базовых форм, каждая из которых наделена своими свойствами, подобно иероглифам и их смыслам. Сродни стихам набор форм рождает рифму (гармоничные сочетания) в умелых руках. Поэтому мастерская игра может быть приравнена к сочинению стихов и музыки.

Для человека проникшего, хотя бы немного в эти четыре дисциплины — их родство ощущается и понимается очень ясно. Соответственно, развиваясь в одном человек способен улучшить свое восприятие и в других дисциплинах, которые для внешнего взгляда, весьма далеки друг от друга. А в сумме он имеет все шансы занять особое место в обществе, не только из-за сложившейся культурной традиции или заработанных баллов, но и ввиду собственного тонкого развития.

  • Игра начинается на пустой доске.
  • Первыми ходят черные, ставя камень на пересечение линий в любую точку доски. Затем ходы делаются по очереди. Однажды поставленные камни не передвигаются.
  • Цель игры — обрести контроль над большей частью незанятых пересечений (территории), чем у противника.
  • Камень, все пункты дыхания (дамэ) которого заняты камнями противоположного цвета, считается захваченным и снимается с доски. Группа камней, у которой все внешние и внутренние пункты дыхания заняты камнями противоположного цвета, считается захваченной и снимается с доски.
  • Нельзя совершать самоубийство, то есть нельзя делать ход, лишающий собственную группу камней последней степени свободы (дамэ). Можно делать ход, который оставляет группу без степеней свободы, если этим ходом захватывается камень или группа противника.
  • Не разрешается совершать ход, ведущий к повторению позиции (правило Ко).
  • Игра заканчивается тогда, когда на доске не осталось ни одного хода, который бы вел либо к увеличению, либо к уменьшению чей-то территории.
  • В любой момент игрок белыми и черными камнями может пропускать ход (пасовать), а также признать свое поражение (сдаться). После двух пасов подряд игра заканчивается.
  • В конце партии захваченные каждым игроком камни выставляются на территорию противника, уменьшая ее.
  • Размер компенсации (коми) за право первого хода либо же величина форы определяются перед началом партии.

Пустота — главный ресурс Вселенной. Умение правильно распоряжаться ресурсами — одно из важнейших в жизни. Особое значение искусство управления ресурсами приобретает на вершинах власти, бизнеса и ответственности, где каждое решение подобно повороту линкора, а цена такого поворота очень высока.

Значимость и ценность пустоты понимаешь, когда рассматриваешь карту Земли. Россия — самая большая страна в мире, её территория хранит огромное количество полезных ископаемых и других природных ресурсов. И самое прекрасное во всем этом богатстве, что оно еще не освоено.

Пустота предполагает пространство, которое ничем не заполнено. Это может быть физическое пространство, идейное пространство, интеллектуальное пространство. Новые степени свободы. Пустота предоставляет нам пространство для развития, благодаря которому мы превращаем ее в наше жизненное пространство, в нашу территорию.

Каждый человек постоянно стремится найти свою территорию, место в обществе, расширить свое жизненное пространство. В течение всей жизни мы неоднократно меняем уже приобретенную территорию на новую неизведанную пустоту, которая может дать нам нечто большее в жизни.

В бизнесе идея территориальности носит фундаментальный характер и связана с разделом рынка и определением рыночных ниш. Задача любого бизнеса — постоянно искать пустоту, то есть создавать новые рынки сбыта, реализовывать новые идеи.

Насущнейший вопрос для любого человека — где его жизненное пространство, как оно развивается? Где найти ту заветную пустоту, которая станет нашей территорией?

Древние создали игровую модель, обучающую находить пространство и овладевать территорией в безграничном поле пустоты и возможностей. До нашего времени эта модель дошла под именем стратегической игры го, практически не изменившись за несколько тысячелетий. Доска, расчерченная в виде сетки 19×19 и два вида камней одинаковой формы — 181 черный камень и 180 белых камней.

Цель игры го — разделить доску между черными и белыми. Цель го — оторвать глаза от доски.

Настоящий мастер го — тот, кто вышел за рамки игры. За рамки игры го, за рамки результата игры. Именно там, вне поля доски, го начинает проявлять свои свойства.

Го учит нас видеть и мыслить. Видение означает новые степени восприятия. Степени, которые не достигались нами ранее.

Искусство мыслить — это искусство порождать новые идеи. Идеи, которые сами собой становятся реальностью.

Классический размер доски для го — 19×19 линий. На этой доске 361 пересечение, а для игры используется 181 черный камень и 180 белых камней.

В го также играют на досках 9×9 и 13×13. На Тибете распространена доска 17×17. Можно играть в го на досках любой размерности, желательно с нечетным количеством линий.

Точками на доске отмечены звездные пункты — хоси.

Число множества существ происходит от Единого. Триста шестьдесят пересечений доски Го также происходят от Единого. Единица — образующий принцип чисел, полюс, порождающий четыре основные точки.

Триста шестьдесят пересечений соответствуют числу дней в году. Они разделены на четыре части, подобно четырем временам года, и каждая из частей имеет девяносто пересечений, подобно числу дней в каждом времени года. На краях доски семьдесят два пересечения, подобно числу пятидневных недель в году. Триста шестьдесят камней поровну разделены на белые и черные, как Инь и Ян.

Доска квадратна и спокойна, камни круглы и подвижны. Чжан Ни. «Канон Вэйци в 13 главах», середина XI века

В древности игра Го была тесно связана с гаданием и Книгой Перемен, одним из древнейших трактатов Китая, история которого теряется в глубине тысячелетий. Поэтому числовая символика и символика форм нашла самое непосредственное отражение в игре.

Доска для Го имеет размерность 19×19, что дает при перемножении 361. Центральная точка символизирует небо, а остальные 360 — годичный цикл. На гобане расположены 9 звездных пунктов — хоси, связанных с даосской системой «девяти дворцов». Эти точки, равные по числу звездам в созвездии Большой Медведицы (согласно китайской астрономии), символизируют сущность вселенной. Если мы посчитаем количество квадратов на доске то их окажется 9 и центральная точка, по-японски — тэнгэн, Небесная Ось, Центр Вселенной.

Другое значение звездных пунктов — Солнце, Луна и семь планет солнечной системы.

Первые три внешние линии на доске называются «линиями Земли».

Самая первая — это «линия смерти».

Вторая называется «линией бегства».

Третья линия называется «линией жизни».

Четвертая линия, на которой отмечены звездные пункты, символизирует границу материального и духовного миров и называется «линией разума» или «линией победы».

Пятая линия называется «линией Неба», с этой линией связаны наиболее изысканные и сложные стратегии игры.

Го иной раз называют следующими наименованиями, которые все происходят из Китая.

Дзаин (Сидящий отшельник)

Это выражает душевное состояние отшельника, погруженного в Го.

Ранка (Сгнившее топорище)

Это название произошло от старой китайской легенды. Жил-был дровосек. Однажды, возвращаясь домой из гор, он встретил по пути двух стариков, играющих в Го на скале. Он заглянул в партию с сильным интересом и забылся в восторге. Когда закончилась партия, два старика исчезли в воздухе. Остававшийся дровосек, забывший о времени, пришел в себя и нашел, что волосы у него поседели, а рукоятка топора сгнила.

Уро (Ворона и цапля)

Это риторическая фигура, уподобляющая черные и белые камни воронам и цаплям соответственно.

Хоэн (Квадрат и круг)

Не приходится и говорить, что квадрат и круг означают доску и камни соответственно.

Сюдан (Язык жестов)

Означает, что, хотя партнеры ничего не говорят во время игры, расставляемые на доске камни выражают все, что они думают.

Квадратная доска отображает законы Земли. Линии прямы, как божественные силы. Черные и белые камни разделены, как Инь и Ян. Их расположение на доске подобно модели небес.

Китайский историк Бан Гу (32–92 г. н. э.). «Сущность Го»

Игра Го может считаться либо совсем нетрудной, либо очень трудной. В известном смысле она нетрудная, потому что правила простые. Так как играющий может свободно класть свои камни на любые места, куда ему захочется, за исключением некоторых запрещенных ходов, для запоминания всех правил требуется лишь какой-нибудь час. Именно той же самой причиной, однако, объясняется то, что Го считается трудной игрой. Если наши ходы ограничены множеством правил, игра становится менее трудной в силу ограниченности продумываемых вариантов. Итак, мы ни на что не можем полагаться, кроме своих собственных способностей, точно так же как и при рисовании — здесь предоставляется полная свобода по отношению к холсту. Следовательно, хотя каждая партия имеет результатом победу или поражение, процесс ее должен вызвать такой творческий подъем, который требуется для создания произведения искусства. Го часто называют «искусством гармонии». Поскольку эта игра является соревнованием за победу между двумя партнерами, эгоцентричный образ мышления часто приводит к самоуничтожению. Нужно все время иметь в виду, что твой партнер выдумывает наилучший ход точно так же, как и ты. Если оба партнера с отличным мастерством сделают все, что возможно, до конца партии, то доска должна будет быть покрыта черными и белыми камнями в совершенной гармонии. Такая партия будет тождественна превосходному произведению искусства независимо от результата: победы или поражения.

Турниры играются на равных, когда цвет определяется розыгрышем (нигири) или на форе (более сильный игрок уступает черный цвет или несколько первых ходов черным цветом более слабому игроку).
Поражение будет засчитано не только по проигрышу по очкам, но и если игрок потратил всё отведенное ему на партию время, не успев закончить её. Игроку дается основное время, — 60 минут, — затем дополнительное, которое называется байоми. Системы байоми существуют двух типов.

В первой у игрока есть 5 периодов времени по 1 минуте (или в зависимости от регламента), в течение которых он должен сделать ход. Если ход был сделан в течение первой из этих пяти минут, то он вновь получает 5 периодов. Если же игрок продумал дольше минуты, то тогда у него остается уже только четыре периода, затем три и т. д. В конце у него останется только одна последняя минута и если ход не будет сделан до её истечения, то игрок проиграл по времени.

Во второй системе игроку дается, к примеру, 10 минут, в течение которых он должен сделать 20 ходов. Если игрок успевает, то ему вновь дается 10 минут и отсчитывается 20 камней и так до бесконечности. Соотношение времени и ходов можно варьировать.

Главное в Го — это свобода. Свобода мысли, чувства, свобода стремлений и помыслов. Мастер парит над доской, которая в его внутреннем взоре видится как бескрайний простор, прекрасный и непостижимый, а потому страшный.

Чувства Мастера свободны от страстей и жажды победы или горечи поражения. Мастер уже проиграл, ибо он не нашел путь, который бы не нарушал гармонии Пустоты, не требовал от него действия, разрушающего первозданность и невинность, превращения пустоты в чью-то собственность, в принадлежность и борьбу за неё.

Есть ходы, которые наполняют сердце грустью. Они похожи на осенние листья, медленно падающие с небес на землю.

Есть ходы, которые вселяют радость, как весенний ветерок, овевающий лицо и наполняющий сердце предвкушением расцвета.

Есть ходы, подобные солнцу, ослепляющие разум, а есть ходы, похожие на луну и звезды, на которые можно смотреть бесконечно.

Мастер не спешит. Он уже всё успел. Партию играют медленно, наслаждаясь каждым мгновением мимолетной жизни, как будто идя по бескрайнему полю среди цветов. А вокруг вздымаются холмы и горы, вдали виден лес в дымке.

Облака и небо — об этом можно размышлять, играя в Го.

Небо — образ Пустоты, вечной и бесконечной, а облака — это символ преходящей и изменяющийся формы территории, которая лишь волей Мастера вдруг образуется и сохраняется на доске.

Камни — наша воля, наш разум и око. Это сила, которая обладает созидательной мощью, а может и опустошать. Ставя их на доску, нужно отдавать каждому из них часть души, на время игры. И снимая их, нужно бережно вернуть себе эту частицу обратно.

Камни подобны вместилищу, которое, будучи наполненным, сияет изнутри.

Пустые камни не могут жить на доске. Это мертвое Го, которое не приносит пользы.

Мастер соединяет себя и скрепляет благодаря своему деланию. Всё, что он совершает, обогащает его дух или опустошает его. Но нет такого действия или работы, которое бы прошло для Мастера бесцельно, не дав ему или не отняв что-то у него. Поистине, такое действие суть бездумная растрата жизненных сил.

Прожить жизнь и не наполнить себя до предела или не опустошить до дна — разве это не есть самое бессмысленное?

Освобождение — в этом цель Мастера. Лишь освободившись, можно улыбаться искренне и также искренне плакать, приобщив себя к безыскусной гармонии Природы.

И уже не важно, победил ты или нет. Жизнь прошла. Игра окончена. Ты свободен и можешь отпустить свою душу в новый полет, в новый бескрайний простор.

Новости
Занятие в клуб го на Китай-городе 22 марта
Дамы и Господа, мы рады пригласить вас 15–16 апреля 2017 года на весенний фестиваль по игре Го
Суровый турнир на доске 19×19. Условия комфортные — 25 минут. Возможно ужесточение условий по желанию участников
Предпраздничная встреча блиц турнире на досках 13×13 с контролем 7 минут. По окончании торжественное награждение
Блиц-турнир в преддверии дня защитника отечества на доске 9×9. Условия максимально спартанские — 5 минут абсолют. Возможно ужесточение условий по желанию участников до 3 минут абсолют
Поле: 9×9, время: 5 минут абсолют. Начало турнира: 19:30. Все по-правилам: на столе — бутерброды, хозяюшка — в тельняшке